Можно ли использовать кассовый аппарат, исключенный из реестра

Можно ли использовать кассовый аппарат, исключенный из реестра

Федеральный закон Российской Федерации № 51-ФЗ от 08.03.2015

Установлено, что пользоваться контрольно-кассовой техникой, исключенной из государственного реестра ККТ, можно будет вплоть до окончания срока амортизации, но не более 10 лет. Эта норма закреплена Федеральным законом от 08.03.2015 № 51-ФЗ, который вступил в законную силу 9 марта 2015 года. Поправки коснулись статьи 3 закона о применении ККТ при наличных и безналичных расчетах. Актуальная редакция пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ устанавливает, что в случае исключения из реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем, но не более десяти лет.

Ранее значилось, что устраненные из реестра модели могут использоваться до истечения нормативного срока их амортизации, составляющего свыше 5 лет до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) контрольно-кассовой техники.

Госреестр ККТ

Напомним, что ведением государственного реестра контрольно-кассовой техники занимается ФНС России. Заявителями выступают организации и предприниматели, производящие и распространяющие ККТ, а также занимающиеся вводом машин в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техобслуживанием и выводом из эксплуатации. Для того, чтобы включить сведения о ККТ в реестр, внести в них изменения либо исключить сведения о ККТ из реестра, они обращаются в ФНС России с соответствующим запросом. Образцы заявлений представлены в приказе Минфина России от 22.07.2013 № 69н. Запрос об исключении сведений из госреестра можно представить в письменной или печатной форме. В обращении нужно указать факты о несоответствии модели ККТ установленным требованиям.

Предупредим о последствиях, которые грозят в случае пользования исключенной из реестра модели ККТ, срок эксплуатации которой истек (превышает десять лет). Пункт 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает штраф за подобные нарушения для граждан – в размере от 1500 до 2000 рублей; для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей; для юрлиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Когда срок изъятой из реестра ККТ определялся в семь лет

Как отмечено в письме ФНС России от 15.06.2006 № ММ-6-06/601 при исключении модели ККТ из реестра ее дальнейшая эксплуатация в пределах нормативного срока амортизации является правомерной.

Значит, изъятая из реестра ККТ с истекшим сроком амортизации подлежит снятию с регистрации в налоговых органах. А если нормативный срок амортизации не истек — применять кассовую технику можно было до истечения такого срока (письмо ФНС России от 22.10.2014 № ЕД-4-2/21910).

Продолжительность срока амортизации определяли с учетом утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

При изъятии сведений о модели кассовой техники из госреестра срок ее дальнейшего употребления определялся в максимальные семь лет включительно с момента ввода в эксплуатацию, в том числе при ее модернизации.

Теперь предельно допустимый полезный срок применения ККТ будет составлять десять лет.

Обозначим моменты, когда разрешалась дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенной из реестра, но с неистекшим нормативным сроком амортизации:

  • при изменении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
  • при изменении места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);
  • при реорганизации организации;
  • при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена,
  • при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации,
  • при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

О применении ККТ при ее исключении из государственного реестра

Письмо МФ РФ от 14.04.05 №03-01-20/2-56 «О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ПРИ ЕЕ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом для целей исчисления налога на прибыль организаций признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. рублей.
Нормы амортизации определяются в соответствии со статьей 259 Кодекса и исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Продолжительность срока амортизации определяется с учетом применения утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Поскольку контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования должен быть не более 7 лет для каждой машины.

Согласно пункту 2 статьи 257 Кодекса затраты на реконструкцию объекта основных средств в налоговом учете относятся на увеличение его первоначальной стоимости. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 258 Кодекса налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Соответственно, если объект контрольно-кассовой техники удовлетворяет требованиям статьи 256 Кодекса, то учет объекта амортизируемого в целях налогообложения имущества производится в общем порядке.

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Если в результате модернизации объект контрольно-кассовой техники переводится в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения, то налогоплательщик учитывает его в налоговом учете по восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета (т. е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов.

Что касается контрольно-кассовой техники, модели которой исключены из Государственного реестра, по которой амортизация не начислялась (со стоимостью менее 10 тыс. рублей), то необходимо иметь в виду, что если согласно действующему законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено и модель контрольно-кассовой техники исключена из Государственного реестра, дальнейшее использование ее не представляется возможным.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МФ РФ М.А. Моторин

Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.05 №03-01-20/2-56 «О применении ККТ при ее исключении из Государственного реестра»

Нормы законов можно понимать по-разному, в зависимости от того, кто их трактует. В пункте 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) указано, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Законодатель не объяснил, что понимается под термином «нормативный срок амортизации». Поэтому фискальные ведомства трактуют этот срок в удобном для себя смысле.

В Письме МФ РФ от 14.04.05 № 03-01-20/2-56 «О применении ККТ при ее исключении из Государственного реестра» Минфин разъясняет порядок действия п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ со своей точки зрения. Он не вникает в суть термина «нормативный срок амортизации», а сразу ставит знак равенства между ним и налоговой амортизацией, не задумавшись о нюансах, связанных с использованием слова «нормативный» в контексте анализируемой нормы, и разрешает проблему исходя из того смысла амортизации, который вкладывается в него исключительно в налоговом законодательстве. Финансовое ведомство отождествляет понятие «нормативный срок амортизации» со сроком амортизации основного средства для целей налогообложения, установленным налогоплательщиком по правилам ст. 258 НК РФ.
Этим министерством определено, что, исключив модели ККТ из госреестра, налогоплательщик сможет их применять только тогда, когда техника является амортизируемым имуществом для целей налогового учета, и по ней не истек срок начисления амортизации. Такие модели ККТ можно использовать в течение оставшегося срока их полезного использования.

Контрольно-кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе, поэтому максимальный срок ее полезного использования — 7 лет. После реконструкции, модернизации и технического перевооружения срок полезного использования может быть увеличен, но в пределах 7 лет. Если первоначальная стоимость ККТ не превышает 10 000 рублей, то она не относится к амортизируемому имуществу и не применяется в случае исключения ее из госреестра.
Таким образом, Минфин установил рамки возможного использования моделей ККТ, исключенных из Государственного реестра, которые могут применяться налогоплательщиком, и в отношении сроков применения таких машин. Его вывод следующий: можно применять только те модели ККТ, исключенные из госреестра, первоначальная стоимость которых превышает 10 000 рублей, и только в течение оставшегося срока полезного использования, рассчитанного по правилам налогового учета. Вот так все просто!
Данная точка зрения подтверждена ФНС РФ (письма от 04.03.05 № 22-3-13/293 и от 01.03.05 № 22-3-11/276).

Читайте также  Как составить инструкцию о мерах пожарной безопасности

Недостатки подхода Минфина заключаются в том, что он ограничивает круг применения ККТ, исключенной из госреестра, стоимостными и временными параметрами. Неопределенность термина «нормативный срок амортизации» используется им в фискальных интересах. В пункте 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ не говорится о том, что срок амортизации должен быть взят только из налогового учета. Правила бухгалтерского учета значительно расширяют область применения ККТ, которую налоговики и финансовое ведомство ограничили.

Во-первых, в бухгалтерском учете срок начисления амортизации для основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.02, определяется на основании Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. Постановлением СМ СССР от 22.10.90 № 1072). Срок амортизации контрольно-кассовых аппаратов (шифр № 47013) равен 9 годам (годовая норма амортизации составляет 11%), что на 2 года превышает ее максимальный размер, установленный в налоговом учете. Для основных средств, введенных в эксплуатацию с 01.01.02, Минфин РФ рекомендует применять классификацию основных средств, используемую для целей налогового учета (Письмо МФ РФ от 29.08.02 № 04-05-06/34).

Обратите внимание: в Постановлении Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» указано, что она может использоваться для целей бухгалтерского учета. Может использоваться, а может и нет, и тогда срок полезного использования в бухгалтерском учете будет определяться в соответствии с Едиными нормами.

Кроме этого, п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н, предписано, что в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту. При этом пределы увеличения срока полезного использования после реконструкции и модернизации в отличие от налогового учета не определены.

Если в налоговом учете к амортизируемому имуществу можно отнести только те объекты, первоначальная стоимость которых превышает 10 000 рублей, то в бухгалтерском учете — одномоментное списание таких объектов в ПБУ 6/01 трактуется как право, а не обязанность организации — начислять амортизацию можно по любому основному средству без ограничения первоначальной стоимости.

Вывод: налогоплательщику более выгодно применять правила бухгалтерского учета, а финансовому ведомству, наоборот, — налогового учета.
Более того, если посмотреть на трактовку Минфина более критично, то и правомерность использования правил бухгалтерского и налогового учета в анализируемом случае окажется под вопросом. Скорее всего, законодатель, говоря о нормативном сроке амортизации, имел в виду срок эксплуатации, установленный заводом-изготовителем. Только такое понимание данного срока разрешает все противоречия. И именно его и нужно учитывать при определении оставшегося срока, в течение которого можно применять ККТ, исключенную из Государственного реестра.

Если налогоплательщик поступит вопреки мнению Минфина и ФНС, ему наверняка придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке, правда с неплохими шансами на успех. В качестве положительного примера для налогоплательщиков по применению ККТ, исключенной из Государственного реестра, можно привести Постановление Арбитражного суда Омской области от 25.03.05 № 25-1862/04, в котором действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе зарегистрировать контрольно-кассовую машину предпринимателя (ввиду исключения ее из госреестра), признаны незаконными. В качестве обоснования суд указал, что действия налоговиков противоречат ст. 3, 4 Закона № 54-ФЗ.

До утверждения Правительством РФ Порядка ведения Государственного реестра ККМ действует Положение о порядке ведения государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ (утв. Решением Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам, Протокол № 3 от 22.10.93). То есть требования налоговиков о том, что организации по окончании срока, установленного Протоколом ГМЭК для регистрации ККМ, должны регистрировать только определенное количество кассовой техники, не отвечают действующему законодательству. Тем более незаконным выглядит запрет на использование уже зарегистрированных, но не амортизируемых с точки зрения налогового учета объектов ККТ

Новые требования к кассам и фискальным накопителям: что изменится 6 августа 2021 года

Обратите внимание, статью обновили с учетом писем ФНС от 27.05.2021 № АБ-4-20/7308@ и от 09.06.2021 № АБ-4-20/8056@

Что происходит

В 2019 году в 54-ФЗ внесли поправки: появились новые фискальные документы для продажи маркированного товара. Из-за этого кассы, на которых торгуют маркировкой, все фискальные накопители и ОФД должны научиться работать с этими документами. ФНС дала два года, чтобы производители оборудования и пользователи успели подготовиться к новым требованиям.

С 6 августа 2021 года разрешено регистрировать кассу только с новым фискальным накопителем — ФН-М. Это касается всех владельцев касс, даже тех, кто работает без маркировки или оказывает услуги.

Продавцы маркированных товаров дополнительно обязаны сменить формат документов на 1.2, который содержит новые документы для обмена с Четным ЗНАКом.

Сложно разобраться в новых требованиях?

Зарегистрируйтесь на бесплатный вебинар 28 июня. Эксперт Контур.ОФД за полтора часа расскажет, как подготовиться к переходу и ответит на ваши вопросы.

Что делать тем, кто не торгует маркировкой

Бизнесу, который не продает маркировку, достаточно перейти на ФН-М. Обновлять формат на кассе не нужно, можно продолжить работу на 1.05 или 1.1. ФН-М поддерживает их.

Если действующий фискальный накопитель истекает до 6 августа, возможны два варианта:

  • Заранее установить ФН-М и работать с ним.
  • Успеть зарегистрировать обычный ФН до этой даты и использовать его до конца срока действия (п. 8.1 ст. 1.2 54-ФЗ).

Такой же принцип действует для тех, у кого старый «фискальник» истекает после 6 августа. Разрешается доработать с ним, а затем обязательно перейти на ФН-М.

В реестре накопителей зарегистрированы две модели накопителей, которые соответствуют новым требованиям — ФН-1.1М на 15 и на 36 месяцев.

Что делать продавцам маркированных товаров

Продавцы маркировки обязаны перейти на ФН-М и начать работу на формате 1.2. Смена формата обязательна для торговли любыми маркированными товарами, кроме крепкого алкоголя, ювелирных изделий и меха.

Продавцы маркировки, как и другие владельцы касс, вправе зарегистрировать обычный ФН до 6 августа и работать с ним до истечения срока действия (п. 8.1 ст. 1.2 54-ФЗ). Тогда перейти на формат 1.2 нужно во время замены ФН на ФН-М.

Другой вариант — сразу установить ФН-М. В этом случае обязательно перейти на версию 1.2, как только прошивки появятся у производителя и кассу внесут в реестр ККТ налоговой. При этом менять «фискальник» не нужно. Об этом сказано в Письме ФНС от 09.06.2021 № АБ-4-20/8056@.

Например: В июле 2021 года в магазине табака одновременно на двух кассах истек срок действия ФН. В кассе № 1 зарегистрировали ФН-М, а в кассе № 2 — обычный ФН. Обе продолжают работать на прежнем формате фискальных документов. Через два месяца модель ККТ, которую используют в магазине, сертифицировали, и продавец сразу перевел первую кассу на формат 1.2, так как в ней уже установлен ФН-М. Накопитель нового образца поддерживает эту версию. Сменить формат на второй кассе нужно в 2022 году, когда закончится ФН и продавец установит ФН-М.

Как перейти на формат 1.2

Для смены формата нужно:

  • Установить и зарегистрировать ФН-М.
  • Перепрошить кассу. Это можно сделать заранее, как только прошивки появятся у производителя или во время закрытия архива старого ФН.

Выпускать новую прошивку или нет, решает производитель. Касса MSPOS обновится автоматически. Большинство других моделей необходимо перепрошить вручную.

Клиенты АТОЛ могут заказать услугу удаленной прошивки в СКБ Контур. Владельцам касс других производителей рекомендуем обратиться в сервисный центр в своем городе.

  • Обновить кассовое программное обеспечение. У клиентов Контур.Маркета программа обновится сама.
  • Уточнить, что оператор фискальных данных поддерживает новую версию. Контур.ОФД сможет работать с форматом 1.2.

Остались вопросы?

Заполните заявку. Менеджер свяжется с вами, проконсультирует и отправит счет, если нужно.

Иван, добрый день.
Ответы на ваши вопросы содержатся не в приказах, а в законе 54-ФЗ.
1. В 2019 году закон 283-ФЗ внес правки в 54-ФЗ. В статью 4.1 закона 54-ФЗ, в которой описаны требования к ФН, тоже внесли изменения. Согласно им, любой фискальный накопитель должен уметь работать с новыми документами для маркировки.
Еще раз подчеркну: требование касается всех накопителей, т.е. нет разделения на «ФН для маркировки» и «ФН для немаркировки». Тогда как для ККТ такое разделение предусмотрено:
— «обычные» ККТ должны отвечать требованиям из п.1. ст. 4 закона 54-ФЗ
— ККТ, работающие с маркированной продукцией, должны соответствовать еще и требованиям из п. 1.1 ст. 4 .
Из совокупности данных положений закона вытекает, что любой фискальный накопитель должен уметь работать с маркированными товарами, даже если на ККТ такие товары не продают. И после 6 августа 2021 года в реестре ФН останутся только такие накопители, все прочие будут исключены.

2. Для ответа на этот вопрос тоже нужно смотреть положения закона 54-ФЗ.
Согласно абз .3 п.8 ст. 1.2, ФН и ККТ, которые не соответствуют новым требованиям закона, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра ККТ и реестра ФН в течение двух лет со дня вступления в силу новых требований. После — такие ФН и ККТ исключат из реестров. Но, если ФН был зарегистрирован в кассе, на нем можно доработать до конца его срока действия.

283-ФЗ вступил в силу 06.08.2019. Два года пройдет 6 августа 2021. Получается, что после этой даты зарегистрировать или перерегистрировать кассу можно только с новым ФН. Так как все «старые» экземпляры ФН будут исключены из реестра, кроме тех экземпляров, которые уже используются в ККТ.

При регистрации нового ФН в кассе, ФНС проверяет включен ли данный экземпляр в реестр ФН, если его исключили из реестра, то перерегистрацию с таким накопителем налоговая не допустит.

Чем грозит отсутствие или неправильное применение ККТ

1 июля 2021 года закончилась отсрочка по онлайн-кассам. Это значит, что теперь компании и все ИП, которые принимают оплату от физлиц, а иногда от других фирм и предпринимателей, должны выдавать фискальный чек при каждой покупке. Рассказываем про последствия работы без касс или неправильного их применения и о том, как этого избежать.

Читайте также  Как организации пройти проверку пожарной безопасности

Кому нужна онлайн-касса в 2021 году

Онлайн-кассу по другому называют ККТ — контрольно-кассовая техника. Ее обязаны установить компании и ИП, которые продают товары, работы и услуги:

  • физлицам без статуса ИП — независимо от формы расчетов;
  • фирмам и ИП с оплатой наличными, смартфоном или очно картой.

Есть исключения: например, если занимаетесь ремонтом обуви или продаете питьевую воду в розлив, онлайн-кассу можно не использовать.

Общие положения по онлайн-кассам регламентирует закон 54-ФЗ. В нем описаны требования к контрольно-кассовой технике и к кассовому чеку.

Онлайн-касса должна соответствовать требованиям 54-ФЗ, а модель кассы должна быть в реестре на сайте налоговой. Если купить кассу не из реестра, налоговая ее не зарегистрирует, и тогда предприниматель не сможет на ней работать. За работу без кассы на ИП или компанию могут наложить штраф.

Всю информацию по онлайн-кассам собрали в отдельные статьи-инструкции:

В этой статье остановимся только на том, какова ответственность за неприменение ККТ или использование кассы с нарушениями.

Штрафы за нарушение закона об онлайн-кассах

Тем, кто работает без онлайн-кассы или с нарушениями, могут выписать штраф. Собрали в таблице подробную информацию по всем видам нарушений.

Вид нарушения Ответственность для компаний Ответственность для ИП и директоров
Неприменение ККТ продавцом, для которого она обязательна: продажа без онлайн-кассы, отсутствие кассы, использование кассы, не зарегистрированной в налоговой От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽
Невыдача документа об оплате вместо чека продавцом в труднодоступной местности или ИП на патенте От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽
Повторная торговля без онлайн-кассы, если сумма всех покупок мимо кассы, в том числе по совокупности сделок, составила от 1 000 000 ₽ Приостановление деятельности на срок до 90 суток Для директора — дисквалификация на срок от 1 до 2 лет

Компании и ИП, которые продают товары с обязательной маркировкой, должны до 6 августа 2021 года перейти на кассы с форматом фискальных документов (ФФД) 1.2. Но этих касс еще нет в реестре, поэтому налоговая пообещала, что не будет штрафовать за работу на старой ККТ при условии, что модель есть в специальном списке налоговой.

Как избежать штрафов при работе с онлайн-кассой

Чтобы не получить штраф за неприменение ККТ, важно соблюдать несколько правил:

  1. Использовать онлайн-кассу строго из реестра ККТ на сайте налоговой.
  2. Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой и получить подтверждение, что регистрация прошла успешно.
  3. За каждую покупку выдавать клиентам бумажный чек или электронный по запросу клиента.
  4. Убедиться, что все чеки уходят в ОФД и нет ошибок. Сделать это можно в личном кабинете ОФД.

Образец, как выглядит личный кабинет с чеками в ОФД Платформе

Если вы обнаружили ошибку, важно сообщить об этом налоговой в течение трех рабочих дней. Главное — успеть до того, как налоговая сама узнает о нарушении, и приложить доказательства.

Какие могут быть ошибки при работе с онлайн-кассой:

  • не использовали ККТ, то есть не выбили чек и не выдали его покупателю. В этом случае нужно выбить чек коррекции, и он автоматически уйдет в налоговую;
  • использовали ККТ с ошибкой. Например, в кассовом чеке не хватает реквизитов или в реквизитах есть ошибка, неверно указан товар или форма оплаты. На ККТ с ФФД 1.1 или 1.2 это исправляют двумя чеками коррекции. Первый — на возврат прихода, такой чек полностью повторяет исходный чек с ошибкой. Второй — верный чек коррекции. На ККТ с ФФД 1.05 такую ошибку исправляют обычными чеками: на возврат прихода и на приход. В этом случае нужно уведомить налоговую в течение трех рабочих дней, поскольку нет чека коррекции.

Например, клиент купил букет цветов. Продавец взял с покупателя оплату наличными, но применить ККТ забыл и чек покупателю не выдал, а человек уже ушел. Вечером при закрытии смены обнаружили излишек денег и выбили чек коррекции. Чек ушел в налоговую автоматически.

Новые требования к кассам и фискальным накопителям с 6 августа 2021 года

После 6 августа 2021 года предприниматели смогут зарегистрировать кассу только с фискальным накопителем нового образца — ФН-М. А продавцы маркированных товаров должны будут ещё и обновить кассы под новый формат фискальных документов — ФФД 1.2.

Это не значит, что к 6 августа все должны купить новые фискальные накопители и перенастроить кассы. Рассказываем, кого и когда коснутся новые требования, как к ним подготовиться и что делать, если у вас Эвотор.

  • Автор: Дарья Суслова
  • Редактор: Катерина Будашкина

Что меняется и кого коснутся новые правила

Если вы уже используете онлайн-кассу, и в ней установлен фискальный накопитель (ФН), прямо сейчас вам ничего не нужно менять. Дождитесь, пока у вашего ФН закончится срок службы, а затем покупайте фискальный накопитель нового образца — ФН-М. Пока срок вашего ФН не истечёт, менять и перенастраивать ничего не нужно.

Все предприниматели должны перейти на фискальные накопители нового образца

С 6 августа 2021 года зарегистрировать новую кассу или перерегистрировать старую можно будет только с фискальным накопителем нового образца — ФН-М ( ст. 4.1 закона 54-ФЗ ). Требование касается всех предпринимателей: неважно, какие товары вы продаёте или услуги оказываете. После 6 августа налоговая не зарегистрирует кассу с фискальным накопителем старого образца.

В отличие от старых фискальных накопителей ФН-М поддерживает сразу все действующие форматы фискальных документов (ФФД) — их три: 1.05, 1.1 и 1.2. ФФД — это стандарт, по которому кассы должны составлять документы: чеки, отчёты об открытии и закрытии смены и другие. От формата зависит, какие реквизиты касса указывает в чеках и какие документы формирует.

С 2019 года все предприниматели работают с ФФД 1.05 или 1.1. В версии 1.1 больше реквизитов, чем в 1.05, но в целом форматы почти не отличаются друг от друга. 1.2 — новый формат, на котором теперь будут работать те, кто торгует товарами с маркировкой.

Форматы фискальных документов, обязательных к использованию → Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@

Налоговая уже начала включать в реестр фискальные накопители нового образца, которые поддерживают все версии ФФД. В реестре есть модели со сроком действия 15 и 36 месяцев.

Продавцы маркированных товаров должны использовать новый формат фискальных документов — ФФД 1.2

При замене фискального накопителя на ФН-М предприниматели, которые продают товары с маркировкой, должны будут обновить кассы под ФФД 1.2 ( п. 1.1 ст. 4 закона 54-ФЗ ). Этот формат налоговая разработала специально для торговли маркированными товарами, чтобы при продаже касса могла отправить запрос в «Честный ЗНАК» и проверить код маркировки. Проверки помогут защитить покупателей от подделок, а магазины — от штрафов за нарушения правил маркировки.

Требование не касается тех, кто продаёт алкоголь, шубы и ювелирные изделия — эти товары попадают под исключение. Чтобы их продавать, переходить на ФФД 1.2 не нужно.

Что делать тем, кто торгует товарами без маркировки

Прямо сейчас, скорее всего, ничего делать не нужно. Дождитесь, пока закончится срок действия фискального накопителя, установленного в вашей кассе. А когда придёт время замены, купите фискальный накопитель нового формата — ФН-М.

С ФН-М вы сможете по-прежнему использовать формат фискальных документов, с которым работали раньше — 1.05 или 1.1. Оба формата подходят для торговли немаркированными товарами. Обновлять или перенастраивать кассу вам не нужно.

В какой ситуации вы сейчас Что делать
У вас уже есть фискальный накопитель, и срок его действия заканчивается после 6 августа 2021 года. Продолжайте использовать ваш фискальный накопитель до окончания срока.

Когда срок действия ФН закончится, купите ФН-М и зарегистрируйте, как раньше — с ФФД 1.05 или 1.1. Дополнительно настраивать на кассе ничего не нужно.

1. Сразу установить ФН-М и зарегистрировать кассу с той версией ФФД, с которой вы работали раньше — 1.05 или 1.1. Ничего дополнительно настраивать не придётся.

2. Успеть до 6 августа 2021 года установить фискальный накопитель старого образца, зарегистрировать с ним кассу и работать так, пока не закончится срок действия ФН. А уже после купить ФН-М.

Что делать тем, кто продаёт маркированные товары

Если у вас уже есть фискальный накопитель, продолжайте работать с ним, пока его срок действия не закончится. Если вы будете менять ФН после 6 августа 2021 года — покупайте ФН-М и регистрируйте с ним кассу под ФФД 1.2.

Перейти на ФФД 1.2 после замены старого фискального накопителя на ФН-М должны все, кто продаёт маркированные товары:

  • одежду, постельное бельё и полотенца;
  • обувь;
  • лекарства;
  • парфюмерию;
  • фототехнику;
  • шины и покрышки;
  • табак;
  • молочную продукцию — с 2022 года.

Если не перейти на новый формат документов, можно получить штраф: для ИП и должностных лиц — до 3000 ₽, для организаций — до 10 000 ₽ ( ч. 4 ст. 14.5 КоАП ).

В какой ситуации вы сейчас Что делать
У вас уже есть фискальный накопитель, и срок его действия заканчивается после 6 августа 2021 года. Продолжайте использовать ваш фискальный накопитель до окончания срока, как раньше.

Пока вы работаете со старым ФН, переходить на ФФД 1.2 не нужно. Вы можете продолжать использовать версию 1.05 или 1.1.

Когда срок действия вашего фискального накопителя закончится, замените его на ФН-М и переходите на ФФД 1.2.

1. Успеть до 6 августа 2021 года установить обычный фискальный накопитель, зарегистрировать с ним кассу и работать так, пока не закончится срок действия ФН. А уже после купить ФН-М и перейти на ФФД 1.2.

Если после 6 августа 2021 вам нужно будет перерегистрировать кассу в связи с переездом или по другой причине, вы сможете оставить старый ФН и продолжать работать с ним, пока его срок действия не истечёт.

2. Сразу установить ФН-М, зарегистрировать с ним кассу и перейти на ФФД 1.2. Зарегистрировать кассу с ФФД 1.2 получится, если касса входит в реестр контрольно-кассовой техники и поддерживает ФФД 1.2. Пока в реестре нет моделей с поддержкой ФФД 1.2, но скоро налоговая начнёт включать в реестр кассы, которые умеют работать с новым форматом.

Как перейти на ФФД 1.2

1. Проверьте в реестре контрольно-кассовой техники, поддерживает ли ваша касса ФФД 1.2. Пока в реестре нет моделей с поддержкой ФФД 1.2, но скоро налоговая начнёт включать в реестр кассы, которые умеют работать с новым форматом.

Как только в реестре появится информация о том, что ваша модель кассы поддерживает ФФД 1.2, вы сможете перейти на новый формат.

2. Обновите программное обеспечение кассы и настройте её под ФФД 1.2. Как это сделать, узнайте у производителя вашей кассы.

Если у вас Эвотор и на него установлен сервис «Маркировка», касса обновится автоматически. Вам останется в настройках выбрать формат ФФД 1.2.

3. Установите в кассу ФН-М и зарегистрируйте её в налоговой с ФФД 1.2.

Что изменится для тех, кто продаёт маркированные товары

Когда касса начнёт поддерживать ФФД 1.2, она сможет передавать и принимать новые фискальные документы:

  • Запрос о коде маркировки . При продаже касса будет отправлять через ОФД в «Честный ЗНАК» запрос, чтобы узнать статус кода: кому товар принадлежит, не выбыл ли он из системы маркировки.
  • Ответ на запрос о коде маркировки. Касса будет получать от «Честного ЗНАКа» данные о статусе кода в системе маркировки . Если, к примеру, товар уже выбыл из системы — документ это покажет. Но решать, продавать такой товар или нет, будет продавец.
  • Уведомление о продаже товара. Когда товар будет продан, касса сообщит об этом в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК».
  • Квитанция на уведомление. «Честный ЗНАК» подтвердит, что получил данные о продаже товара, или сообщит об ошибке, если что-то пойдёт не так.

Ещё изменятся чеки — в них появятся результаты проверки кодов маркировки. Теперь при продаже маркированного товара в чеке будет указан не просто символ [М], а один из вариантов:

  • [М+] — означает, что товар прошёл все проверки в системе маркировки и это точно не подделка.
  • [М] — значит, что товар не успел пройти все проверки в системе маркировки. Такое возможно, если в момент продажи на точке не работал интернет, и касса не смогла передать данные в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК». В таком случае покупатель может проверить товар на сайте «Честного ЗНАКа» самостоятельно.
  • [М-] — значит, что хотя бы одна проверка завершилась провалом. Возможно, товар — подделка.

Подытожим

На фискальные накопители нового образца ФН-М должны постепенно перейти все предприниматели. После 6 августа 2021 года зарегистрировать или перерегистрировать кассу можно будет только с ФН-М.

На ФФД 1.2 должны перейти только те, кто торгует маркировкой — при замене фискального накопителя на ФН-М.

Если у вас уже есть фискальный накопитель, и его срок действия заканчивается после 6 августа 2021 года — продолжайте работать с ним до окончания срока накопителя. Когда срок выйдет, переходите на ФН-М. Если торгуете товарами без маркировки — регистрируйте кассу с ФФД 1.05 или 1.1 и работайте как раньше. Если торгуете маркированными товарами — переходите на ФФД 1.2.

Если срок действия вашего ФН заканчивается до 6 августа 2021 года , у вас два варианта:

1. До 6 августа 2021 года успеть зарегистрировать кассу и фискальный накопитель старого образца с ФФД 1.05 или 1.1 и работать так до окончания срока. А после — перейти на ФН-М.

2. Сразу установить ФН-М. Если торгуете товарами без маркировки — регистрируйте кассу с ФФД 1.05 или 1.1 и работайте как раньше. Если торгуете маркированными товарами — переходите на ФФД 1.2.

Государственный реестр ККМ в 2021 году

В данной статье мы расскажем о том, что собой представляет государственный реестр ККТ и какие данные о ККМ в нём отображаются. Вы узнаете о порядке создания реестра ККМ на сайте ФНС, как узнать регистрационный номер ККМ, а также, какие штрафы предусмотрены за продажу и использование не внесённой в реестр ККМ.

В соответствии с ФЗ №54, хозяйствующие субъекты, ведущие финансовую деятельность на территории РФ (кроме получивших полное освобождение), обязаны при взаиморасчетах с клиентами пользоваться контрольно- кассовыми машинами (далее — ККМ) нового образца. При этом к работе допускается только оборудование, которое было занесено в реестр КК. За использование устройств, не внесённых в перечень, предусмотрено наказание в виде наложения штрафа. Перечень подходящего для работы оборудования постоянно расширяется.

Что собой представляет реестр ККТ

Реестр ККТ — представляет собой положение, где содержатся сведения обо всех входящих в него устройствах. В перечень внесено только то оборудование, которое функционирует в полном соответствии с действующими нормами законодательства.

Все ККМ, входящие в реестр, имеют специальный отсек для установки фискального накопителя (далее — ФН), участвующего в фиксации и шифровании данных обо всех совершённых кассовых операциях. Также аппараты имеют модули для выхода в интернет, что позволяет передавать информацию оператору фискальных данных (далее — ОФД) в режиме онлайн. Оператор же, в свою очередь, перенаправляет полученные сведения в ФНС.

Подобный реестр есть и для ФН, он также регламентируется ФНС. Закон обязывает использование только внесенного в реестр оборудования. Несмотря на то, что все ККМ, включенные в реестр, имеют возможность выхода в интернет, в некоторых случаях закон позволяет использовать кассу без передачи сведений в режиме реального времени. К примеру, если предприниматель ведёт деятельность в местности, удалённой от сетей связи.

Какие сведения представлены в реестре ККТ на сайте ФНС

Ознакомиться с действующим реестром ККТ можно на портале ФНС, здесь вы сможете найти такие данные, как:

Модель и версия KKM.

Подходящая версия ФФД.

Число и номер решения экспертной комиссии о том насколько конкретная модели подходит действующим предписаниям закона.

Полное наименование комиссии, выдавшей заключение.

ИНН экспертной организации.

Дата внесения ККМ в госреестр.

Реквизиты приказа, послужившие основанием для внесения ККМ в реестр.

На основании закона, ведением реестра, а также внесением в него соответствующих поправок занимаются представители ФНС.

Порядок создания реестра ККМ на сайте ФНС

Чтобы ККМ была внесена в реестр ККТ, производителю требуется отправить в органы контроля соответствующий запрос, отобразив в нём:

Название и ИНН производителя.

Название и номер модели.

Особенности её работы.

Данные о возможности пересылки данных в систему маркировки.

Реквизиты экспертного заключения.

При отправке электронного запроса через ЛК на сайте ФНС, его требуется предварительно заверить КЭЦП. К документу следует приложить копии всех заключений и выписок, представленных производителю экспертной комиссией, а также иные документы, подтверждающие предоставленные данные.

Образец ККМ в базовой комплектации.

Необходимое для работы устройства ПО.

2 экземпляра технической документации, необходимой для использования устройства.

Паспорт KKM в 2-х экземплярах.

Цветные фотографии устройства в профиль и анфас.

Перечень реквизитов, которые должны отображаться в ФД.

На протяжении одного месяца с момента внесения ККМ в реестр, её производитель обязан предоставлять в ФНС сведения о руководящем составе организации. Также в случае если данные были изменены уже после того, как устройство было внесено в реестр, производитель должен предоставить данные об этом в уполномоченные органы не позднее трёх дней.

После того как модель ККМ будет внесена в государственный реестр, производителю требуется подавать в ФНС уведомления об изготавливаемых устройствах. Для этого на сайте заполняется и подаётся электронная форма, в которой отображаются такие данные, как: название устройства, его заводской номер, а также число, когда аппарат был произведён. ККМ вносится в реестр не позднее 120 дней с того момента, как поступит запрос. После чего производителю выдаётся соответствующий документ.

Штрафные санкции

За использование ККМ, не входящей в государственный реестр, предусмотрен такой же штраф, как и за её отсутствие.

Для должностных лиц его размер составит от 25 до 50% от размера проведённых на ней расчётов. Но не менее 10000 рублей.

Для юридических лиц сумма взыскания может составить от 75 до 100% от суммы взаиморасчетов. Но не менее 30000 рублей.

При выявлении повторного нарушения, в случае, если размер суммы, проведённой через незарегистрированную ККМ, превышает 1 миллион рублей, наказание будет следующим:

Для должностных лиц – остановка работы на срок от одного до двух лет.

Для предпринимателей и юридических лиц – остановка работы на срок до 3-х месяцев.

Если производитель реализует ККМ, не внесённую в государственный реестр, для него предусмотрено следующее наказание:

Для должностных лиц от 10000 до 20000 рублей.

Для юридических лиц от 100000 до 200000 рублей.

В случае, если экспертная компания, занимающаяся определением соответствия ККМ действующему законодательству, представит ложное заключение, то для должностных лиц размер штрафа составит от 40000 до 50000 рублей, а для юридических до одного миллиона.

Как узнать регистрационный номер ККМ

В госреестре все ККМ имеют свой порядковый номер, поэтому в случае необходимости, любой желающий может найти его по названию устройства, в таблице с характеристиками.

Когда же речь идёт о регистрационном номере, имеется в виду числовая комбинация, которая присваивается устройству, когда пользователь ставит его на учёт в ФНС. Обычно отображается в регистрационной карточке ККМ.