Расторжение заказчиком контракта в одностороннем порядке по 44 фз

Расторжение контракта по 44-ФЗ: особенности и последствия

В ходе закупочной деятельности нередко возникновение ситуаций, когда одна из сторон не соблюдает положения, прописанные в договоре. Если организациям не удаётся разрешить разногласия при общении, он может быть расторгнут. В статье 95 (ч. 8) Закона № 44 нормативно установлены следующие основания:

  • по соглашению сторон
  • в одностороннем порядке
  • по решению суда

Расторжение госконтракта является серьёзным шагом для организации. Перед тем как решиться на него, следует оценить возможные неблагоприятные последствия. Рассмотрим, как выбрать наиболее подходящий способ.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В случае отсутствия претензий у сторон, подписавших контракт, возможно его расторжение. Данное условие определено Законом № 44 и может не прописываться дополнительно в договоре. Осуществляется в любое время без дополнительного обоснования.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Вероятны случаи, при возникновении которых госконтракт расторгается по соглашению:

  • невозможно выполнение договора исполнителем по не зависящим от него обстоятельствам
  • заказчик утратил потребность в товаре или услуге, а исполнитель готов к расторжению контракта без возмещения материального ущерба
  • выполнение госконтракта невозможно по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы и аварии, эпидемии и др.)

Расторжение подготавливается как дополнительное соглашение к госконтракту в форме, аналогичной той, в которой подписан сам контракт (на бумажном носителе или в электронном виде).

Соглашение содержит следующие сведения:

  • реквизиты заключивших договор сторон
  • причины расторжения
  • наименование и количество поставленного и оплаченного товара (оказанной услуги)
  • если требуется ‒ сроки возврата перечисленного аванса или обеспечения
  • факт отсутствия претензий у сторон

В письме № Д28и-130, подготовленном Минэкономразвития России, содержится разъяснение, что госконтракт не может быть расторгнут частично. Данная процедура не предусмотрена Законом № 44. При поставке товара или оказании услуг не в полном объёме заказчик осуществляет приёмку и оплату по факту.

Согласно данным ЕИС, во II квартале 2020 года было расторгнуто 103 519 контрактов общей стоимостью 234 млрд рублей. В 98 % случаев контракты расторгались по соглашению сторон.

Возможные последствия! Расторжение госконтракта по соглашению сторон является верным решением, так как поставщик не вносится в РНП (См. также: “Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков“). Однако в этот документ необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

По инициативе заказчика

Обязательно закрепите возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в тексте договора. Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Сюда можно отнести действия поставщика, когда он:

  • внёс в заявку недостоверную информацию о себе или товаре (например, страна происхождения указана как Япония, а поставлено китайское оборудование)
  • отгрузил некачественный товар
  • не начинал работы или осуществляет их недостаточно быстро (не сможет заменить трубы горячего водоснабжения к началу отопительного сезона)

В случае проведения экспертизы должно быть заключение о том, что поставленный товар ненадлежащего качества. Причины для расторжения контракта должны быть достаточно весомыми, и заказчик обязан оплатить частично поставленные товары или выполненные работы, даже если расторжение контракта происходит по его инициативе. Дальнейшие действия регламентированы частями 12‒15 статьи 95 Закона №44.

После принятия решения о расторжении контракта заказчик в течение трёх рабочих дней направляет информацию об этом в ЕИС (См. также: “Электронный документооборот в закупках“). Поставщику направляет об этом заказное письмо или сообщение в электронном виде с указанием замечаний. Поставщику даётся десять дней на устранение недостатков. Если этого не произошло, решение вступает в силу. Если недостатки исправлены, то заказчик отменяет своё решение.

Устранять недостатки можно однократно. В случае повторного нарушения условий контракта заказчик не отменит собственное решение.

Возможные последствия! На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

По инициативе поставщика

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен. Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально. При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

Расторжение контракта по решению суда

Обращение в суд подаётся, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон
  • возможность текстом договора предусмотрена, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Возможные последствия! Последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если примут решение в пользу заказчика, то сведения об исполнителе включат в РНП.

Одностороннее расторжение контракта заказчиком: порядок и особенности

Одностороннее расторжение контракта заказчиком

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель – компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Читайте также  Можно ли сдать вещь в любом магазине сети зара

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки — достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

  • обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках – создание стимула для участия в них.

Одностороннее расторжение договора (контракта) по 44 ФЗ: причины, процедура и алгоритм действий

В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

Содержание статьи:

  • 1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно
  • 2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону
  • 3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Читайте также  Трудовой кодекс рф увольнение по семейным обстоятельствам судебная практика

Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

  • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
  • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
  • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
  • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

Похожие статьи:

Тендероведение
0 25274

Тендероведение
0 6383

Новости тендеров и госзакупок
0 2391

Как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке

Одностороннее расторжение контракта — это почти всегда конфликтная ситуация. Прибегать к такому крайнему шагу приходится в том случае, когда стороны контракта не смогли договориться между собой. В подобной ситуации каждой из сторон очень важно знать свои права и обязанности, чтобы не допустить нарушения закона и еще более не усложнить положение.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут, как можно расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке.

Обратимся к статье 95 закона «О контрактной системе». Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч.8 статьи 95). Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95).

Итак, констатируем. Расторжение контракта в одностороннем порядке возможно. Заказчик может это сделать при одновременном выполнении двух условий – такое право предусмотрено контрактом, основание для расторжения контракта прописано в Гражданском кодексе.

Необходимо сразу уточнить, какие же это могут быть основания. Для этого обратимся к статье 450 «Основания изменения или расторжения договора» Гражданского кодекса РФ. Часть вторая этой статьи признает основанием для одностороннего расторжения существенное нарушение договора другой стороной. И здесь же дается пояснение — существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, для расторжения договора в одностороннем порядке заказчик должен иметь серьезные основания. Такие как, например, поставка товара ненадлежащего качества, нарушение сроков исполнения контракта или нарушение условий, прописанных в контракте.

Одновременно в законе «О контрактной системе» (44-ФЗ) перечисляются случаи, в которых заказчик не просто имеет право, а обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.15 статьи 95). Укажем только два наиболее часто встречающихся:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) или поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки или документацией о закупке требованиям к участникам закупки или поставляемому товару;

2) поставщик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии или соответствии поставляемого товара требованиям извещения об осуществлении закупки или закупочной документации, что позволило ему стать победителем закупки.

Рассмотрим, каким же образом производится расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке.

Заказчик может принять решение об одностороннем расторжении контракта на основании собственного суждения о ненадлежащем исполнении контракта подрядчиком или на основании экспертного заключения. Закон предусматривает право заказчика провести независимую экспертизу качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг (ч. 10 статьи 95). Однако в этом случае одностороннее расторжение контракта возможно, только если эксперты подтвердят нарушение условий контракта.

Читайте также  Запонение строки 030 раздела 4 декларации по ндс

В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан направить его поставщику и разместить это решение в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Решение об отказе от исполнения контракта должно быть отправлено поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. При невозможности получения такого подтверждения датой надлежащего уведомления поставщика об отказе заказчика от исполнения контракта будет считаться дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика в ЕИС (ч.12 статьи 95).

Тендерное сопровождение. Помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов!

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (ч.13 статьи 95).

Если подрядчик, получив решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, в течение десятидневного срока (т.е. до даты расторжения контракта) сможет устранить нарушения, послужившие основанием для отказа, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, если она проводилась, заказчик обязан отменить свое решение. При этом необходимо учитывать, что данное правило можно применить только один раз (ч. 14 статьи 95).

Если устранить нарушения контракта не удастся, то информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч.16 статьи 95).

В этом случае заказчик имеет право осуществить повторную закупку товара, работ или услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта (ч.17 статьи 95).

А что же поставщик? Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено также право поставщика (подрядчика, исполнителя) на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При этом в контракте должно быть предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта. Это обязательное условие (ч. 19 статьи 95).

Порядок уведомления заказчика об отказе от исполнения контракта и порядок расторжения контракта в этом случае такие же, как и при расторжении контракта по инициативе заказчика. Они также описаны в законе (ч. 20 – 22 статьи 95).

Таким образом, закон 44-ФЗ уравнивает заказчика закупки и поставщика в праве на одностороннее расторжение контракта.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта имеет право потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 23 статьи 95).

Итак, теперь Вы знаете, как заказчик и исполнитель могут расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке. Если уж Вы решились на такой серьезный шаг, то делайте это в строгом соответствии с законом. Но лучше, еще раз попробуйте договориться. Плохой мир всегда лучше хорошей войны (Марк Туллий Цицерон).

Удачных Вам закупок!

Хотите больше узнать о госзакупках? Актуальные новости, аналитические статьи, судебная практика, видеоматериалы — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ

Содержание статьи

    1. Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ
    2. Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ

Исполнение госконтракта иногда проходит с нарушениями со стороны поставщика или госзаказчика.

Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ

Прекращение госконтракта в одностороннем порядке по инициативе одной стороны возможно, только когда другая сторона существенно нарушила условия госконтракта, а в контракте указана такая возможность и конкретное основание.

Такое нарушение определяется применительно к конкретному виду обязательств.

Госзаказчики закупают товары (работы, услуги) путем подписания госконтрактов на поставки, оказание услуг, подряд.

Госконтракт на оказание услуг подлежит прекращению госзаказчиком в любое время с условием возмещения исполнителю понесенных им расходов.

Госконтракт поставки подлежит расторжению госзаказчиком, если:

  • неоднократно нарушались сроки (периоды) поставок;
  • имела место поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые были неустранимы в приемлемый для госзаказчика срок.

Госконтракт подряда подлежит прекращению госзаказчиком:

  • в любое время до сдачи работ госзаказчику, с оплатой работ и возмещением убытков;
  • если не устранены недостатки выполненной работы в установленный госзаказчиком срок.

В указанных обстоятельствах госзаказчик вправе прекратить действие госконтракта в одностороннем порядке, предварительно проведя экспертизу собственными силами или с привлечением экспертов (в случае необходимости). Такое решение подготавливают в произвольной форме и направляют поставщику с использованием средств связи, которые фиксируют получение уведомления о вручении письма.

Законодательство предусматривает возможность отправки такого решения:

  • почтовой связью (заказным письмом с уведомлением);
  • факсимильной связью;
  • телеграммой;
  • по электронной почте.

Чаще всего госзаказчики предпочитают направлять такое решение по почте заказным письмом с уведомлением.

Важно! В течение 3 рабочих дней с даты подписания такого решения госзаказчик обязан разместить информацию об этом на официальном сайте по госзакупкам.

Решение о расторжении госконтракта вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Надлежащим считается уведомление, которое подтверждается уведомлением о вручении письма подрядчику, его возврата госзаказчику с отметкой почты о неполучении или отсутствии по месту нахождения организации подрядчика. В случае если такое подтверждение получить невозможно, то датой уведомления признается 30-й день с момента публикации информации на официальном сайте.

Важно! Заказчик обязан отменить свое решение, если в 10-дневный срок с момента получения решения о расторжении поставщик устранит нарушения госконтракта, ставшие основанием для прекращения госконтракта и возместит расходы на экспертизу (если она проводилась с привлечением экспертов).

Это правило не применяется если госзаказчик повторно решает прекратить контракт.

Важно! Прекращение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, если не нарушена процедура расторжения контракта.

Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ

Процедура расторжения госконтракта по инициативе госзаказчика сходна процедуре расторжения госконтракта по инициативе поставщика.

Поставщик в тот же срок обязан направить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке таким же способом, обязан отменить решение о расторжении, если госзаказчик устранит соответствующие нарушения. Поставщик не обязан публиковать информацию о решении на официальном сайте, так как он не получает доступ к данной системе.

Гражданским законодательством установлены основания для прекращения конкретных видов обязательств.

Исполнитель вправе прекратить госконтракт на оказание услуг по своей инициативе в случае возмещения госзаказчику убытков в полном объеме.

Подрядчик вправе расторгнуть госконтракт подряда в случае:

  • непредоставления госзаказчиком информации, материалов, документации, если такое непредоставление препятствует исполнению госконтракта и контрактом не предусмотрено запрещение на расторжение контракта в таком случае;
  • отказа от замены непригодных материалов для строительства, если по госконтракту материалы представляет госзаказчик.

Поставщик вправе расторгнуть госконтракт поставки в случае:

  • неоднократной невыборки товаров;
  • неоднократного нарушения сроков оплаты.

Важно! Под неоднократным нарушением на практике подразумевается соответствующие нарушение 2 и более.

Таким образом, мы видим, что процедура прекращения госконтракта по инициативе одной стороны сложная, важно четко соблюсти, чтобы в дальнейшем такое расторжение не было отменено в судебном порядке.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.