Как продать государственное или муниципальное имущество посредством публичного предложения
Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве
До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.
Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.
Указанное мнение подтверждалось судебной практикой [1] , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.
До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось [2] , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.
Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.
Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.
В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.
Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.
В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.
Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.
В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.
[1] Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А40-147200/12
[2] Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по Делу №А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А32-12336/2013
Как продать государственное или муниципальное имущество посредством публичного предложения
Ведущий консультант ДМАиК
Понравилась статья? Поделитесь!
В целях повышения эффективности и прозрачности проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества, а также совершенствования механизма проведения продажи принят Федеральный закон от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Изменения касаются непосредственно способов продажи публичного имущества.
Указанным законом вводится обязательная норма по проведению электронных торгов по продаже государственного имущества субъектов Российской Федерации и имущества муниципальных образований. С 1 июня 2019 года изменения вступают в силу и торги по продаже государственного и муниципального имущества станут проводиться только в электронной форме.
В настоящее время механизм проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме установлен статьей 32.1 Закона о приватизации и Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Однако в действующем регулировании такая форма проведения продажи государственного и муниципального имущества в ходе приватизации не является обязательной.
Теперь электронная форма станет единственно возможной для следующих способов продажи государственного и муниципального имущества:
- аукцион;
- специализированный аукцион (для акций АО);
- конкурс (для продажи акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия);
- торги посредством публичного предложения;
- торги без объявления цены.
Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме будет осуществляться на электронных площадках, оператором электронной площадки, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Для продажи публичного имущества используются те же электронные площадки, что для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Порядок их функционирования соответствует единым требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для участия в продаже в электронной форме претенденты, т.е. потенциальные покупатели имущества, должны будут зарегистрироваться на электронной площадке, указанной в информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, в установленном порядке и, конечно, для покупателей это нововведение потребует дополнительных затрат для регистрации.
Органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, могут, как и прежде, организовывать торги по продаже самостоятельно или же поручать осуществлять реализацию приватизируемого имущества независимым продавцам. В связи с этим возникает необходимость в привлечении квалифицированных профессиональных продавцов, обладающих высокой компетенцией и опытом в области приватизации имущества. Соответствующий перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и осуществляющий функции продавца утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010г. № 1874-р. Таким образом, изменения, внесенные в Закон о приватизации, устанавливают возможность субъектов Российской Федерации привлекать юридических лиц из вышеуказанного перечня. Это позволит распространить практику использования электронных торгов по приватизации имущества на всей территории Российской Федерации с учетом имеющегося опыта на федеральном уровне. А также каждый субъект РФ может дополнительно утвердить на основании своих нормативно-правовых актов перечень юридических лиц для организации от их имени продажи приватизируемого имущества.
ИСКЛЮЧЕНА ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ЦЕНЕ
Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» из закона о приватизации исключается возможность подавать предложения о цене приватизируемого имущества в закрытой форме. При подаче заявки на торги законом о приватизации сейчас предусматривается два способа подачи предложения о цене:
- закрытая (в запечатанных конвертах);
- открытая (предложение заявляется открыто в ходе проведения торгов).
При этом при равенстве двух предложений о цене поданных в запечатанных конвертах победителем признается участник, чья заявка была подана раньше других, что обычно регистрировалось в журнале подачи заявок.
Теперь в соответствии с принятым законом применение закрытой формы подачи предложений о цене приватизируемого имущества в ходе проведения открытых торгов будет исключено, и торги, в рамках которых претенденты подают предложения о цене имущества в запечатанных конвертах, проводиться перестанут.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ УЧАСТНИКА ПОБЕДИТЕЛЕМ
Внесено уточнение в п.11 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» о том, что уведомление о признании участника аукциона победителем будет направляться в день подведения итогов аукциона только самому победителю, а не его полномочному представителю, как это было ранее.
Вышеуказанный закон разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 г. № ИШ-П13-8319, по предложению, внесенному Минэкономразвития России в целях исполнения перечней поручений Президента Российской Федерации от 25 января 2015 г. № Пр-117 и от 28 декабря 2016 г. № Пр-2563 о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, и обеспечения перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации имущества.
Со вступлением в силу Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» потребуется признание утратившими силу следующих нормативно-правовых документов, ранее регулирующих процесс продажи государственного и муниципального имущества:
- Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585;
- Положения об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549.
Данные нововведения в Закон о приватизации направлены, прежде всего, на установление единого порядка проведения продажи приватизируемого имущества как федерального, так государственного и муниципального уровня, а так же на повышение прозрачности проведения таких торгов.
Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере имущественных отношений вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ.
Как продать государственное или муниципальное имущество посредством публичного предложения
Продажа имущества проводится ведущим в присутствии Комиссии.
Ведущим оглашаются наименование имущества, его основные характеристики, цена первоначального предложения и минимальная цена предложения (цена отсечения), а также шаг понижения и шаг аукциона.
При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на шаг понижения до цены отсечения.
Шаг понижения устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 10% цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.
Шаг аукциона устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 50 % шага понижения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.
После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек. В случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на шаг понижения.
Предложения о приобретении муниципального имущества заявляются участниками поднятием их карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем шаге понижения.
Право приобретения муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем шаге понижения, при отсутствии предложений других участников продажи после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.
В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения, со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества.
Начальной ценой муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившегося на данном шаге понижения.
В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения аукциона ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.
Цена имущества, предложенная победителем продажи имущества заносится в протокол об итогах продажи имущества, составляемый в 2 экземплярах.
Протокол об итогах продажи имущества, подписанный ведущим продажи имущества и Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.
Уведомление о признании участника продажи посредством публичного предложения победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день проведения итогов продажи посредством публичного предложения.
Продажа имущества посредством публичного предложения признается несостоявшейся:
— в случае отсутствия заявок на участие в продаже;
— если ни один из претендентов не признан участником продажи;
— если принято решение о признании только одного претендента участником продажи;
— если в продаже принял участие только один участник;
— если после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.
В случае признания продажи имущества несостоявшейся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый ведущим и комиссией.
Как участвовать в торгах по продаже государственного имущества в порядке приватизации
В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Способы приватизации государственной или муниципальной недвижимости
В соответствии со статьей 13 Закона о приватизации отчуждение муниципального имущества может быть произведено исключительно способами, предусмотренными законом. Продажа муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона не допускается. Положениями названного Закона предусмотрены три способа приватизации муниципального имущества, а именно:
- Аукцион ( статья 18 )
- Специализированный аукцион ( статья 19 )
- Конкурс ( статья 20 )
Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять способы приватизации, отличные от указанных в Федеральном законе.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Таким образом, аукцион позволяет привлечь к участию в торгах множество участников и продать недвижимость по наиболее высокой цене.
Информация о проведении торгов в силу ст.15 Закона о приватизации публикуется в средствах массовой информации и в сети «Интернет»
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет», официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее также ‒ ) не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Продажа нежилого помещения может быть осуществлена только путем проведения аукциона. О проведении аукциона органы местного самоуправления должны извещать в газете. Также информация должна содержаться на сайте, определенном администрацией.
Результаты аукциона, проведенного с нарушением положений об информационном обеспечении, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 4 , пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.94 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в Российскую книжную палату предоставляется обязательный экземпляр газеты.
Таким образом, если на руках отсутствует экземпляр газеты, содержащий сообщение о проведении аукциона, то его можно попытаться истребовать в Российской книжной палате. Если же в газете был опубликован прогнозный план приватизации, то следует ожидать сообщения о проведении аукциона в сроки, указанные в прогнозном плане. До момента сообщения о проведении аукциона недвижимое имущество не может быть приватизировано.
Какие документы нужны для участия в торгах по продаже недвижимости?
- Заявка;
- Оригинал паспорта или копии всех страниц паспорта;
- Юридические лица предоставляют комплект учредительных документов и протокол о назначении Генерального директора компании — участника торгов.
Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены подписью.
К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись. Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой ‒ у претендента.
В случае проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме, заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.
Порядок проведения аукциона по продаже государственного имущества в порядке приватизации
Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками аукциона.
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. В течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. В случае, если помещение будет приобретено с нарушением порядка приватизации, то такую сделку с недвидимостью можно будет оспорить в судебном порядке.
Если статья была полезна для вас, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям, коллегам и знакомым.
Как продать государственное или муниципальное имущество посредством публичного предложения
еряющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества, подписывается продавцом в течение одного часа со времени получения от оператора электронной площадки электронного журнала. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 603)
100. Процедура продажи имущества посредством публичного предложения считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах такой продажи.
101. В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах продажи имущества посредством публичного предложения победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также в открытой части электронной площадки размещается следующая информация:
а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);
в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица — победителя.
102. Продажа имущества посредством публичного предложения признается несостоявшейся в следующих случаях:
а) не было подано ни одной заявки на участие в продаже имущества посредством публичного предложения либо ни один из претендентов не признан участником такой продажи;
б) принято решение о признании только одного претендента участником;
в) ни один из участников не сделал предложение о цене имущества при достижении минимальной цены продажи (цены отсечения) имущества.
103. Решение о признании продажи имущества посредством публичного предложения несостоявшейся оформляется протоколом об итогах продажи имущества посредством публичного предложения.
104. Не позднее чем через 5 рабочих дней с даты проведения продажи с победителем заключается договор купли-продажи имущества. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 423)
105. При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты продажи имущества посредством публичного предложения аннулируются продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается.
В случае привлечения юридических лиц, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящего Положения, задаток победителя, утратившего право на заключение договора купли-продажи имущества, подлежит перечислению указанными юридическими лицами в установленном порядке в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2017 № 1164)
106. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества, задаток ему не возвращается.
107. Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи имущества не позднее чем через 30 календарных дней после дня полной оплаты имущества.
1071. Организация продажи посредством публичного предложения земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи указанных объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации в отношении указанных видов имущества. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 № 1341)
VI. Проведение продажи имущества без объявления цены
108. Для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении продажи имущества без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества.
Предложение о цене имущества подается в форме отдельного электронного документа, которому оператор электронной площадки обеспечивает дополнительную степень защиты от несанкционированного просмотра. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 603)
109. Указанные в пункте 108 настоящего Положения документы регистрируются оператором электронной площадки в журнале приема заявок с указанием даты и времени поступления на электронную площадку. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 603)
110. Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя лицом, заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене имущества.
111. Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку. Претендент вправе подать только одно предложение по цене имущества, которое не может быть изменено.
112. Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в следующих случаях:
а) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
б) представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены;
в) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
113. Подведение итогов продажи имущества без объявления цены должно состояться не позднее 3-го рабочего дня со дня окончания приема заявок и предложений о цене имущества. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 423)
114. В день подведения итогов продажи имущества без объявления цены оператор электронной площадки через «личный кабинет» продавца обеспечивает доступ продавца к поданным претендентами документам, указанным в пункте 108 настоящего Положения, а также к журналу приема заявок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 603)
В закрытой части электронной площадки размещаются имена (наименования) участников и поданные ими предложения о цене имущества.
115. По результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены в порядке, установленном настоящим Положением.
116. Покупателем имущества признается:
а) в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества — участник, представивший это предложение;
б) в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества — участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;
в) в случае если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество — участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.
117. Протокол об итогах продажи имущества без объявления цены подписывается продавцом в день подведения итогов продажи имущества без объявления цены и должен содержать:
а) сведения об имуществе;
б) количество поступивших и зарегистрированных заявок;
в) сведения об отказе в принятии заявок с указанием причин отказа;
г) сведения о рассмотренных предложениях о цене имущества с указанием подавших их претендентов;
д) сведения о покупателе имущества;
е) сведения о цене приобретения имущества, предложенной покупателем;
ж) иные необходимые сведения.
118. Если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.
Такое решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены.
119. Процедура продажи имущества без объявления цены считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах продажи имущества без объявления цены.
120. В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах продажи имущества без объявления цены победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также в открытой части электронной площадки размещается следующая информация:
а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);
в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица — победителя.
121. Договор купли-продажи имущества заключается в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества без объявления цены. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 423)
В случае предоставления рассрочки оплата имущества осуществляется в соответствии с решением о предоставлении рассрочки.
В договоре купли-продажи имущества предусматривается оплата покупателем неустойки в случае его уклонения или отказа от оплаты имущества.
122. При уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.
123. Продавец обеспечивает получение покупателем документации, необходимой для государственной регистрации сделки купли-продажи имущества и государственной регистрации перехода права собственности, вытекающего из такой сделки.
124. Организация продажи имущества без объявления цены в отношении имущественных комплексов унитарных предприятий, земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи таких объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации для указанных видов имущества.
Как покупать имущество с торгов на публичном предложении и где брать лоты
Итак, давайте разберемся, как покупать имущество с торгов на публичке шаг за шагом..
Конечно, для людей, имеющих экономическое или юридическое образование данный вопрос будет не особенно интересен. Но вот для тех, кто только начинает осваивать тонкости заработка на подобных аукционах материал несомненно пригодится.
Публичное предложение — это форма аукциона, основной принцип которого заключается в снижении цены. Обычно такие торги проводят после того, как классические аукционы, где ведется игра на повышении, не состоялись.
Какое имущество можно покупать с торгов на публичном предложении
С помощью публичного предложения обычно продается:
- имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, выставленное на продажу на классический аукцион, но торги по которому прошли неудачно;
- конфискованные имущественные ценности лица, задолжавшего деньги кредитной организации, либо компании официально признанной банкротом.
Отметим, что реализация второго варианта может быть осуществлена только при условии, что первые и вторые торги на стандартном аукционе оказались неудачными или были признаны несостоявшимися. Это требование регламентируется в законодательстве РФ.
С точки зрения покупки вещей на таких аукционах, то они очень выгодны, ведь цена здесь движется в обратном направлении. А купить, к примеру хорошую квартиру по расценкам, которые намного ниже рыночных можно запросто.
Для того, чтобы правильно вести дела на таких мероприятиях важно знать порядок их проведения. Структуру необходимо понимать, прежде всего, для того, чтобы не допустить ошибок при ведении торгов.
Порядок проведения публичного предложения
- Современные аукционы с публичным предложением проводят через интернет. Это удобно и позволяет сэкономить много времени.
- Агентство, занимающееся торгами, в обязательном порядке сообщает о проведении аукциона через СМИ. Публикация выполняется в форме извещения, где указывается наиболее важная информация о предстоящих торгах: форма проведения, описание собственности подлежащей продажи, информацию об лице-организаторе, банкроте, конкурсном управляющем, стартовая цена, сумма задатка, основные этапы аукциона, период проведения торгов.
- Наибольшая (стартовая) цена на лот должна быть ниже, чем на предшествующих торгах. Снижение устанавливается в пределе 10-20%.
- Задаток переводится организатору аукциона в предварительно установленный срок. На величину задатка может повлиять стартовая цена, а также ценность товара.
- Прием заявок на участие в торгах принимаются в определенный период. Обычно он длится до двух недель.
- Решается вопрос о количестве этапов и их временном интервале. Например, три периода по четыре дня.
- Важнейшим установочным параметром является так называемый шаг понижения цены. На пример по истечению каждого последующего периода цена снижается на 10%.
- Каждый период может использоваться участником торгов единожды для установки своей цены.
- Победитель аукциона определяется следующим образом. В рамках конкретного этапа побеждает, тот, кто предложит наивысшую цену (согласна последним поправкам в законодательстве).
- На усмотрение организаторов, торги могут закончиться еще на первом этапе при условии наличия хотя бы одной заявки. Иногда торги проводятся в полном объеме и победителя называют уже в конце.
Как находить и покупать золотые объекты по методу Шерлока Холмса
Более подробный обзор метода читайте в этой статье: Торги по банкротству по методу Шерлока Холмса — Развод или рабочая модель аукционов?
Где можно приобрести лоты с публички
Если такие аукционы постоянно организуются, то где можно посмотреть лоты и сформировать заявки? Все достаточно просто. Выше уже упоминалось, что торги на публичном предложении проводятся в электронном формате.
Существуют специальные ресурсы, на которых собираются объявления о таких аукционах со всей страны. Называются такие площадки агрегаторами . На них пользователь без труда, используя удобную систему фильтрации найдет лот, который ему понравится.
Кроме этого вы всегда можете найти предложения на сайтах торговых площадок, на которых организуется процедура банкротства. К примеру Сбербанк-АСТ, Фабрикант, Лот-Онлайн.
Кроме того, по закону вся информаци о торгах публикуется на Федресурсе и в субботнем выпуске газеты Коммерсант.
Это основная базовая информация о том, что такое публичное предложение. Что касается тонкостей торговли, то их необходимо изучать на практике. Нужно понимать, что опыт приходит вместе с количеством сделок, поэтому если есть желание найти хорошее предложение и купить недвижимость по выгодной цене, то начните с выбора агрегатора и анализа рынка.
Смотрите так же по теме Покупка имущества с торгов по банкротству