Перемена заказчика в ходе исполнения контракта по 44 фз
Перемена заказчика в ходе исполнения контракта по 44 фз
- Перечень НПА
- Лучшие и худшие практики
- Обобщение практики
- Ведомственная программа профилактики нарушений
- В 44-ФЗ (редакция от 01.07.2019) появились новые пункты в статье 95, позволяющие менять существенные условия контрактов, в том числе, подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ: при изменении объема и вида работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Данное положение можно применить при включении условий в проект контракта. Можно ли вносить изменения в контракт по данному пункту, если такой контракт был заключен до вступления в силу изменений (до 01.07.2019) и в нем была указана возможность изменения существенных условий по подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ?
- Вправе ли заказчик применить пункт 9 части 1 статьи 95 44-ФЗ к контрактам на строительные работы, заключенные до 01.07.2019 по «старым» правилам?
- Согласно части 5 статьи 95 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика/подрядчика/исполнителя за исключением правопреемства (преобразования, слияния, присоединения). Согласно подпункту 10 пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ в случае заключения контрактов с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 44-ФЗ допускается изменение существенных условий. Допускается ли смена поставщика/подрядчика/исполнителя при исполнении контрактов, заключенных по указанным пунктам части 1 статьи 93 44-ФЗ?
- С 01.07.2019 в 44-ФЗ появилось понятие обеспечение гарантийных обязательств. Как поступить с обеспечением гарантийных обязательств на товар (работу, услугу), который заказчик передает третьему лицу, например, при закупке квартиры (для детей сирот) устанавливается гарантийный срок 5 лет, заказчик передает квартиру в собственность гражданину по договору мены. Обеспечение гарантийных обязательств (денежные средства) должны храниться 5 лет на счете заказчика? Заказчик не вправе перечислить их новому собственнику. Каким образом будет удерживаться обеспечение в случае неисполнения гарантийных обязательств?
1) Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Данные изменения были внесены федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начало действия документа — 01.07.2019 (за исключением отдельных положений).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Определение м Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.
Обратная сила закона является общеправовой категорией, используемой в различных отраслях права, в том числе, гражданского.
В федеральном законе от 01.05.2019 № 71-ФЗ не содержится указание на придание его положениям обратной силы. Также по состоянию на текущий момент в Пензенское УФАС России не поступало каких-либо разъяснений относительно возможности применения «новых» положений части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Дополнительно сообщаем, что компетенция территориальных органов Федеральной антимонопольной службы определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.
2) Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Ответ аналогичен ответу на первый вопрос.
3) Согласно пункту 10 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1 , 8 , 22 , 23 , 29 , 32 , 34 , 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Согласно части 1 статьи 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон — кредитора или должника — могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Например , согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Статьей 708 ГК РФ предусмотрены требования к срокам выполнения работ, статьёй 709 ГК РФ – к цене выполняемых работ. Частью 1 статьи 740 ГК РФ определено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно части 1 статьи 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
Исходя из анализа норм гражданского законодательства существенными условиями договора подряда, в том числе, строительного подряда следует считать предмет (вид работ, предполагаемых к выполнению), цену договора, сроки выполнения работ, порядок приемки выполненных работ.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной статьей.
Таким образом, исходя из анализа норм законодательства о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ понятия «стороны» договора и «существенные условия» договора являются отличными друг от друга, и соответственно в таком случае, по «общему» правилу части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе не допускается перемена поставщика/подрядчика/исполнителя (кроме правопреемства) при исполнении контрактов, в том числе, заключенных по указанным выше пунктам части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В тоже время, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.
В связи с изложенным Ваши вопросы (в том числе № 4) направлены в ФАС России, и при получении ответа будут дополнительно опубликованы.
Можно ли менять существенные условия контракта по 44‑ФЗ?
юрист, специалист по госзакупкам, имеет опыт работы в контролирующих органах и коммерческих структурах, редактор-эксперт журналов по бухучету и юриспруденции
По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике
Изменение условий на основании ГК РФ
Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.
Пример 1
30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.
Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).
Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ
Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.
1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):
а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.
Это самое распространенное основание для изменения контракта.
Пример 1
Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.
Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).
Пример 2
На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.
Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.
Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.
Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).
С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.
2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.
Пример 3
В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.
Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.
По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).
3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Пример 4
В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).
4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте
5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Изменение на основании контракта
Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.
Пример 1
В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».
ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).
Ответственность
Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):
- на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 200 000 рублей.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.
- Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
- Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
- Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.
Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.
Что можно отнести к таким условиям?
- Цена;
- Срок действия контракта;
- Срок выполнения обязательств;
- Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
- Количество товара, объем работ (услуг);
- Порядок и сроки оплаты;
- Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
- Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.
В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.
Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:
“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”
Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.
Итак, что же можно изменить?
- Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
- Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
- Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
- Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
- Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
- Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
- Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.
Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.
Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей ; на юридических лиц — 200 000 рублей .
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.
На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях, мы с радостью на них ответим.
Перемена заказчика в ходе исполнения контракта по 44 фз
Изменение цены госконтракта ввиду существенного роста цен на строительные ресурсы
Вопрос: в конце 2020 — начале 2021 г. произошло существенное увеличение цены строительных материалов, необходимых для исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта: цена арматуры, металлических конструкций существенно возросла (на 30% от цен, которые были на момент заключения госконтракта).
Вправе ли исполнитель по государственному контракту обратиться к Заказчику с требованием о пересмотре цены госконтракта в связи с существенным увеличением цены строительных материалов (ст. 709 ГК РФ), если такое изменение не предусмотрено контрактом? Какая практика рассмотрения таких обращений по госконтрактам?
Если пересмотр цены возможен, то какие действия может предпринять исполнитель для изменения цены контракта?
Ответ: Положения ст. 709 ГК РФ в данном случае не являются основанием для изменения цены Контракта. А с учетом положений п. 6 ст. 451 ГК РФ исполнитель не вправе требовать расторжения Контракта в связи с отказом заказчика от увеличения цены по ст. 709 ГК РФ, поскольку данное право контрактом не предусмотрено, а также от права требовать расторжения Контракта при отказе заказчика от увеличения цены в связи с удорожанием материалов.
Закон о контрактной системе на сегодняшний день не содержит прямых оснований для увеличения цены Контракта по соглашению сторон в связи с удорожанием стоимости строительных материалов. Инфляционное изменение стоимости материалов без изменения иных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения госконтракта по независящим от сторон обстоятельствам, как правило, расценивается в судебной практике как предпринимательский риск подрядчика.
При этом, с учетом официальной позиции органов государственной власти от 10.06.2021, изложенной в совместном Письме Минфина России (№ 26-06-06/45785), Минстроя России (№ 24044-АП/09) и ФАС России (№ ПИ/47490/21) и положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, исполнитель государственного контракта на строительство вправе подготовить письменное обоснование возникновения независящих от сторон Контракта обстоятельств — существенного изменения стоимости ценообразующих строительных ресурсов и связанной с этим невозможности исполнения Контракта, и обратиться к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости Контракта (не более 30 % от цены Контракта). В случае признания доводов исполнителя обоснованными, Заказчик может обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении изменений в ФЦП в части увеличения выделенного финансирования. При условии внесения изменений в ФЦП стороны смогут заключить дополнительное соглашение об увеличении цены Контракта в пределах выделенных на строительство средств.
Дополнительно обращаем внимание, что на наш взгляд, перспектива доказывания факта невозможности исполнения Контракта в связи с существенным удорожанием стоимости ценообразующих строительных ресурсов является сомнительной. Судебная и административная практика по данному вопросу в настоящее время отсутствует. Мы не можем исключать существующие риски для сторон Контракта, связанные возможными претензиями контролирующих органов и последствиями заключения такого дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта в виде его недействительности. Окончательная оценка всех обстоятельств, в случае возникновения спора, остается за судом, который с учетом положений ст. 71 АПК РФ оценивает совокупность обстоятельств по своему внутреннему убеждению.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В то же время, по общим нормам ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ (ст. 709 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %.
Таким образом, существенное возрастание стоимости материалов и оборудования по общему правилу позволяет подрядчику требовать пересмотра сметы, а в случае отказа заказчика от пересмотра – потребовать расторжения договора в судебном порядке.
Однако правила изменения условий госконтрактов имеют свою специфику.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Общее правило изменений государственных контрактов определяется в ст. 767 ГК РФ: изменения условий госконтракта, не связанные с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
В свою очередь, Закон № 44-ФЗ запрещает изменять условия госконтракта и устанавливает исключительные случаи, когда изменения возможны (п. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе, ч.1 ст. 766 ГК РФ, существенными условиями контракта являются в том числе: цена, сроки, качество работ, гарантии качества работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в период действия Контракта. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Закона о контрактной системе.
Исходя из положений ст. 95 Закона о контрактной системе, условия Контракта могут изменяться по соглашению сторон только в следующих случаях:
— при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 БКРФ). При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
— если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ (изменение цены и/или срока возможно не более, чем на 30 %) (п.8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
— если контракт, по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, на сегодняшний день Закон о контрактной системе не содержит прямых оснований для увеличения цены Контракта по соглашению сторон в связи с удорожанием стоимости строительных материалов. Инфляционное изменение стоимости материалов без изменения иных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения госконтракта по независящим от сторон обстоятельствам, как правило, расценивается в судебной практике как предпринимательский риск подрядчика.
Положения ст. 709 ГК РФ в данном случае не являются основанием для изменения цены Контракта. А с учетом положений п. 6 ст. 451 ГК РФ исполнитель не вправе требовать расторжения Контракта в связи с отказом заказчика от увеличения цены по ст. 709 ГК РФ, поскольку отказалось от использования данного права, а также от права требовать расторжения Контракта при отказе заказчика от увеличения цены в связи с удорожанием материалов.
Однако вопрос изменения стоимости государственных контрактов в связи с существенным удорожанием строительных ресурсов в настоящее время крайне актуален и государственные органы находятся в поиске оптимального решения данного вопроса. Так, в 2021 году Правительством РФ был внесен в Госдуму РФ законопроект, которым было прямо предложено разрешить вносить изменения в госконтракты (в пределах 30 % стоимости и сроков) в связи с существенным изменением стоимости одной и (или) более позиций ценообразующих строительных ресурсов, если это привело к изменению общей стоимости строительства более чем на 5 % и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий стало невозможно. Минфин выступил против данного законопроекта.
При этом 10.06.2021 в совместном Письме Минфина России (№ 26-06-06/45785), Минстроя России (№ 24044-АП/09) и ФАС России (№ ПИ/47490/21) изложена официальная позиция о том, что, в случае существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов, допускается увеличить цену Контракта в пределах 30 % от первоначальной путем заключения дополнительного соглашения, но только при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:
— письменного обоснования возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств (в данном случае — существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов), влекущих невозможность исполнения Контракта,
— наличие решения соответствующего высшего органа исполнительной власти (в данном случае -решения Правительства РФ).
С учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе и вышеуказанного Письма, письменное обоснование возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств — существенного изменения стоимости позиции ценообразующих строительных ресурсов, влекущих невозможность его исполнения, на наш взгляд, должно подтверждаться в том числе:
— доказательствами удорожания стоимости ценообразующих строительных ресурсов, предусмотренных Контрактом,
— расчетом удорожания в сравнении с ценами, предусмотренными Контрактом,
-расчетом доли таких «удорожавших» строительных ресурсов в общей стоимости Контракта,
— расчетом убытков исполнителя при исполнении Контракта по цене Контракта без учета удорожания,
— другими доказательствами невозможности исполнения Контракта.
Данное письменное обоснование следует направить заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости Контракта (не более 30 % от цены Контракта) со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и приложением проекта дополнительного соглашения.
Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Заказчик, рассмотрев предложение исполнителя, в случае признания его обоснованным, вправе обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении изменений в указанную ФЦП в части увеличения выделенного финансирования. Заключение дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта будет возможно при условии внесения изменений в указанную ФЦП и в пределах выделенных на строительство средств.
Дополнительно обращаем внимание, что на наш взгляд, перспектива доказывания факта невозможности исполнения Контракта в связи с существенным удорожанием стоимости ценообразующих строительных ресурсов является сомнительной. Судебная и административная практика по данному вопросу в настоящее время отсутствует. Мы не можем исключать существующие риски для сторон Контракта, связанные возможными претензиями контролирующих органов и последствиями заключения такого дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта в виде его недействительности. Окончательная оценка всех обстоятельств, в случае возникновения спора, остается за судом, который с учетом положений ст. 71 АПК РФ оценивает совокупность обстоятельств по своему внутреннему убеждению.
Руководитель отдела
Правовой поддержки бизнеса
ООО «ФортисКонсалт»
Татьяна Гончаревская
Как происходит смена заказчика по 44-ФЗ
В процессе исполнения контракта как у заказчика, так и у исполнителя может возникнуть необходимость переуступки своих прав или передачи своих обязательств другим лицам. Причины могут быть разными: отсутствие денег или реструктуризация у заказчика, долговые обязательства у исполнителя и тому подобное.
Рассказываем о нюансах при передаче полномочий заказчика при исполнении госконтракта по 44-ФЗ.
Права и обязанности заказчика
Перемена исполнителя (подрядчика, поставщика) контракта может допускаться лишь в том случае, если новый исполнитель (подрядчик, поставщик) является правопреемником прежнего в результате реорганизации юрлица в форме слияния или присоединения. Например, компания «Вакх» в результате слияния компаний «Бахус» и «Дионис» станет поставщиком алкогольной продукции в сеть ресторанов «Вкусноесть» в связи с тем, что ранее по этому контракту поставкой занималась компания «Бахус» (п. 5 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).
Такое изменение не приведёт к нарушению законодательства, а новое предприятие получит контракт.
Чтобы найти выгодное предложение самостоятельно, подрядчик может использовать специальный сервис, например, «Астрал.Поставщик». Система поможет проанализировать рынок, получить информацию о заказчике и конкурентах, запланировать работу.
Замена заказчика, как правило, происходит при аналогичных обстоятельствах. Согласно п. 6 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к правопреемнику.
По 44-ФЗ заказчик имеет право:
- на приобретение товаров, работ, услуг (ТРУ), которое финансируется из бюджета соответствующего уровня;
- проводить закупки в электронной форме на различных электронных торговых площадках;
- выбирать способ закупки с учётом норм 44-ФЗ;
- передавать функции заказчика уполномоченной организации;
- участвовать в разборе жалоб на свои действия в рамках проведения торгов;
- заключать государственные и муниципальные контракты.
Обязанности заказчиков также определены законом 44-ФЗ. Закон о системе контрактов обязывает заказчиков:
- назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего;
- составлять план-график закупок, в котором указываются сроки и периодичность;
- размещать извещения о закупке и конкурсную документацию в ЕИС (для этого потребуется квалифицированная электронная подпись, которая также необходима для регистрации на ЭТП);
- разработать перечень понятных критериев, по которым будут оцениваться заявки конкурсантов;
- проводить анализ заявок от участников конкурса и выбирать победителя среди них;
- давать разъяснения по содержанию закупочной документации в случае запроса от конкурсантов;
- проводить экспертизу объекта поставки, если, по мнению заказчика, он не соответствуют требованиям контракта;
- в оговорённые сроки производить приёмку ТРУ, а также оплату поставки;
- сдавать отчётные документы в соответствующие органы;
- передавать сведения о недобросовестных поставщиках в специальный реестр (РНП).
Процедура перемены заказчика
Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ возможна при определённых ситуациях, которые в целом являются скорее исключением из правил. Обычно смена заказчика происходит при реорганизации или слиянии покупателя с компанией, в результате которой образуется новое предприятие.
Кроме того, передача полномочий заказчика происходит, если торги проводились с целью использования имущества, которое перешло во владение другому юрлицу.
Процедура замены заказчика по действующему контракту происходит в следующем порядке:
- проводится обсуждение изменений в контракте, необходимых для передачи замены заказчика другим юрлицом, контрагенты разрабатывают удобную для всех схему, по которой будет реализована перемена заказчика, и составляют допсоглашение на её основе;
- стороны подписывают допсоглашение, которое содержит все достигнутые договорённости;
- составляется протокол о передаче прежним заказчиком прав и полномочий по действующему контракту новому покупателю — исполнитель (подрядчик, поставщик) со своей стороны обязан его заверить.
Заключение
Законодательство наделяет заказчиков широкими полномочиями, однако за ними также закрепляются определённые обязательства, нарушение которых ведёт к административной ответственности в виде штрафа. Штраф может быть применён как в отношении самого юрлица, так и в отношении должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения.
Поэтому во избежание нарушений при необходимости передачи полномочий заказчика нужно действовать согласно установленным правилам.
Если у вас нет опыта в этой сфере, можно пройти соответствующее обучение. Мы предлагаем онлайн-курсы, а также тендерное сопровождение в рамках комплекса услуг «Астрал.Тендер». Обучение позволит разобраться в системе закупок и не допустить нарушения требований законодательства.