Республика Коми. Хроника событий КОМИ
новости региона
 


Версия для печати

Хроника событий

Владимир Бондаренко: «Мы на грани коллапса»

26.07.2011
Источник информации: Независимая газета "Красное знамя"
Адрес новости: http://komikz.ru/news/interview/?id=3712



Реформа российской железной дороги привела к парадоксальному явлению: в стране увеличился вагонный парк, но многие грузоотправители не могут достать вагонов. Потому что операторы предпочитают иметь дело с высокодоходными грузами типа нефти, железной руды или удобрений. Такой груз, как лес, считается низкостоимостным.

В результате сегодня из Коми древесину по рельсам стало вывезти практически невозможно. Президент Союза лесопромышленников Республики Коми Владимир Бондаренко убеждён, что за сложившейся безобразной ситуацией стоят заинтересованные в этом лица, и призывает на время железнодорожной реформы регулировать не только базовый прейскурант, но и вагонную составляющую.


Рай для короеда

- Владимир Викторович, куда, по вашим сведениям, делись вагоны, на отсутствие которых жалуются лесопромышленники?

- Вагоны никуда не делись. Я больше скажу: за время реформы вагонный парк в стране даже вырос, поскольку многие компании обзавелись собственным подвижным составом, как в нашей республике, например, «Монди СЛПК». Но вагоны стоят. Потому что времена, когда мы получали некий обезличенный вагон, грузили его, затем выгружали на какой-нибудь станции и забывали о нём, а о его дальнейшей судьбе голова болела у МПС, прошли. Теперь я, оператор подвижного состава, - частник. И у меня о моём вагоне голова болит. Мой вагон после выгрузки товара может неделями стоять на той же станции и ждать, когда я подыщу ему наиболее выгодное направление.

В результате получается так. Допустим, такому предприятию, как «СевЛесПил», требуется доставить свои пиломатериалы в Темрюк (порт в Краснодарском крае на берегу Азовского моря – прим.ред.) или Новороссийск. «СевЛесПил» обращается к частнику: дайте вагоны. Ему говорят: о’кей! оплатите мне, пожалуйста, холостой пробег. Ну хорошо, пусть не до Сыктывкара. Но хотя бы до той станции, где я гарантированно смогу что-нибудь погрузить в свой вагон. Нет? Тогда пожалуйста – двойной тариф.

- Что происходит в результате у лесозаготовителей?

- Тревожные сигналы начали поступать нам ещё осенью прошлого года, но они шли в основном из Сибири и с Дальнего Востока. Поэтому в зимний сезон (с октября по март) наши валили лес по обычному графику и, замечу, заготовили его неплохо, примерно на уровне прошлого года. Дальше, в период с апреля по июнь, у нас обычно продолжалась интенсивная отгрузка запасов, потому что в таком количестве, которое обычно заготавливается, лес сразу не отгрузишь.

Так вот нынешней весной лес никуда не ушёл. Масса его так и осталась на нижних складах. Но что такое сырой лес на нижнем складе? Это грибок. Это расползающаяся по древесине от грибка синева и краснота. Наконец, это жуки-короеды. То есть к июлю невывезенный лес превращается в дрова. Что и произошло.

Точно такая же судьба постигла пиломатериалы. Зимой сырые пиломатериалы ещё могут лежать. Но с наступлением лета их нужно срочно отправлять потребителю.

В итоге лес и пиломатериалы, в том числе экспортные, мы попросту сгноили. Предприятия понесли огромные убытки, и кое-кто из них прямо говорит об угрозе собственного закрытия (см. письмо «ЭРДЕРТ-Коми» - прим.ред.).

Правда, именно в нашем регионе ситуация менее остра, но по очень печальной причине: многие лесозаготовительные предприятия исчезли ещё до возникновения железнодорожной проблемы, когда с ними в 2009 году расправилась новая редакция Лесного кодекса (с запрещением договоров купли-продажи лесных насаждений многие малые предприятия не смогли участвовать в аукционах по долгосрочной аренде лесных участков и лишились своей ресурсной базы – прим.ред.). В своё время станция Човью отгружала до 30 тысяч кубометров только пиловочного сырья в месяц. Сейчас всё кончилось. Удавили.


Чудище обло, озорно, стозевно  и аффилированно

- Как реагировали на возникшую проблему лесопромышленники?

- Как я уже сказал, сигналы из Сибири пошли ещё осенью, но уже в декабре нам стало ясно, что катастрофа случилась и вплотную подбирается к нам. В декабре же на заседании Экономического совета при Главе республики, где рассматривалась Стратегия развития лесопромышленного комплекса Коми до 2020 года, многие присутствующие, в том числе такие известные в отрасли руководители, как Магий (генеральный директор ООО «СевЛесПил» Михаил Магий – прим.ред.), Семенюк (председатель совета директоров ООО «Лузалес» Николай Семенюк – прим.ред.), Веселов (исполнительный директор ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» Валерий Веселов – прим.ред.), вынуждены были поднять тему дня сегодняшнего. «На железной дороге коллапс, - уже тогда говорили они, - у нас лежит невывезенным экспортный товар».

По их просьбе первый заместитель министра промышленности РК Александр Гибеж в январе организовал совещание, в котором принял участие только-только назначенный заместитель начальника Северной железной дороги по Сосногорскому региону Тимур Шалашнёв. Он довольно энергично взялся за решение возникшей проблемы, хотя, как я уже говорил, всё равно весной случилось то, что должно было случиться.

Мы – лесники, железнодорожники и руководители Минпрома – ещё раз встретились в июне, очень детально, предметно поговорили и подписали протокол с конкретными поручениями. Нормальный документ, который вроде бы должен действовать. Но появились новые процессы, которых мы совсем не ожидали.

- Что вы имеете в виду?

- После этого протокола со стороны Первой грузовой компании (ПГК) пошли вагоны – невиданное дело! Мы даже начали журить тех, кто раньше избегал ПГК: что же это вы, мол? Идите в ПГК – она начала давать вагоны.

Народ пошёл, пошли отгрузки… как вдруг в конце июня вагоны резко кончились! Что такое? Никто ничего не говорит, но все ссылаются на некое пришедшее «оттуда» указание вагоны держать. Пускай, дескать, идут к частникам.

- Так ПГК вроде тоже не государственная…

- Формально да. Но фактически она управляется РЖД.

У меня, исходя из тех данных, что я имею, есть единственное объяснение: как только под давлением снизу ПГК начала более-менее нормальную работу с грузоотправителями, забеспокоились настоящие частники. Вернее – «настоящие» частники, потому что мы знаем, что фирмы эти плотно аффилированы со многими не последними представителями РЖД и ПГК. Как, собственно, всё у нас в стране. То есть одни аффилированные через других аффилированных решили дать команду «стоп»…

В общем, процесс отгрузки снова резко затормозился. Доходит до прямого саботажа. Приезжал ко мне руководитель и совладелец предприятия «Комилесбизнес» Александр Светозарович Игнатов из Пузлы Усть-Куломского района. Главный его доход идёт от продажи пиломатериалов на экспорт. И вот он обратился в ПГК, согласился на все их варварские ставки, всё подписал – вагоны не дают!

Я был вынужден обратиться к своему старшему товарищу – президенту Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России Мирону Тацюну – с просьбой обсудить эту проблему на федеральном уровне. Такое обсуждение прошло в Москве 6 июля, на нём были представители Минтранса, Минпромторга, РЖД и ПГК. И вот сидим мы, вроде обсуждаем, а я чувствую: ну никого из них то, что происходит в регионах, совершенно не волнует! И пусть даже Минпромторг вник в проблему, и даже, кажется, кое-кто из РЖД – не они и не на их уровне будет (если будет) решаться этот вопрос.

Но мы не опускаем руки. Через три дня, 29 июля, в Красноярске соберётся большое межрегиональное совещание лесопромышленников, представителей пока ещё живого бизнеса, которые должны издать истошный крик. По опыту обсуждения Лесного кодекса не уверен, конечно, что его услышат, но всё-таки…


Создан ли железнодорожный рынок?

- Среди частных операторов подвижного состава есть ли те, которые созданы у нас в республике?

- Нет. Они все созданы в Москве или близко к Москве. Наша Региональная транспортная компания, которую возглавил Сергей Михайлович Катунин, ещё только-только приступает к своей деятельности, да и задачи у неё больше не грузовые, а пассажирские.

- Ну хорошо, пусть московские. Но их много, и, теоретически, если мне отказали в вагонах или заломили слишком высокую цену в одной компании, я могу пойти в другую…

- Такая благодать как бы предусматривается в известном письме Якунина (президент РЖД Владимир Якунин – прим.ред.) губернаторам. И там же он предлагает для временного решения возникающих проблем с низкостоимостными грузами (это как раз наши в первую очередь) передавать вагоны частных операторов в управление РЖД. Но невозможно пихать обратно невпихиваемая! Я – частник, это мой вагон; с какой это стати я стану передавать его в управление РЖД?

- Речь идёт о системе агентских договоров…

- Полная ерунда. Я всегда буду давать вагон туда, где выгоднее.

- Так всё-таки – есть ли у меня как грузоотправителя выбор из этих многих сотен операторов?

- Выбор формально огромен, при том что выбора нет. Вы знакомы с письмом Магия Фридману (министр развития промышленности, транспорта и связи РК Антон Фридман – прим.ред.)?

- Да. И обратил внимание на фирму «Нефтетранссервис». Название вызывает подозрение, с какими именно грузами предпочитают работать операторы…

- Именно. Потому-то на их фоне мы называемся несколько полупрезрительно: «низкостоимостные грузы».

Более того: сейчас мы в отчаянии обращаемся к тем, кто возит трубы для газопровода Ямал - Европа. И эти платформы предоставляют нам, правда, тоже уже недёшево. К слову, сейчас эти трубы пошли сюда таким массовым потоком, что чуть ли не все грузовые станции Коми просто захлебнулись ими. Станции забиты так, что там ни повернуться, ни разгрузиться.


Где регулировщик?

- Участвует ли государство в тарифном регулировании расценок операторов?

- Здесь довольно сложный механизм. Он базируется на прейскуранте 10-01, позволяющем рассчитывать базовую ставку в зависимости от вида груза и расстояния, на которое он перевозится. Эта ставка таким образом регулируется. Но беда в том, что в общих расценках она сейчас составляет меньшинство.

- Г-н Якунин пишет: «80-85 процентов»…

- Это он пишет. А на самом деле это давно уже не так. Сегодня более половины стоимости отправки – в накрутке самих компаний, так называемая «вагонная составляющая». Мы неоднократно просили и ПГК, и Северную железную дорогу дать нам расшифровку: из чего она складывается? Не дают. Стоят насмерть: коммерческая тайна. А именно в вагонной составляющей и кроется, как говорится, весь дьявол.

- Реально ли сейчас заключить с кем-либо из операторов, например с той же ПГК, долгосрочное или хотя бы сезонное соглашение?

- Сейчас это совершенно нереально.

- В чём тогда, по-вашему, выход?

- Как я уже сказал, обратно процесс уже не запустить. Но можно сделать следующее. Необходимо исходить из того, что ПГК и создающаяся сейчас Вторая грузовая компания по факту станут дуополистами (двумя компаниями, фактически делящими весь рынок между собой – прим.ред.). В этом случае государство может присвоить им статус публичного перевозчика, который не имеет права отказывать обратившемуся к нему грузоотправителю. Во-вторых, государство в этом случае получит рычаг регулирования и вагонной составляющей.

Я отдаю себе отчёт в том, что призываю к таким вещам, которым будут сопротивляться очень многие заинтересованные лица вокруг РЖД. Более того, во время нашего московского совещания ко мне подходили представители ПГК и, потирая руки, радостно говорили: "Ничего-ничего, в октябре мы вообще приватизируемся, и тогда пойдёте вы со своими призывами далеко-далеко!.."

О том, какие силы будут сопротивляться, свидетельствует как раз пример с «ЭРДЕРТом». Мы попросили помочь самого г-на Шалашнёва. Он взялся, при мне распорядился выделить «ЭРДЕРТу» 20 вагонов из инвентарного парка РЖД. Ну, казалось бы, на этом можно успокоиться: распорядился сам заместитель начальника Северной железной дороги. Однако через некоторое время поступает сигнал: доски не грузятся. Что такое? Оказывается, поступил жёсткий запрет по линии РЖД. О том, кто автор этого запрета, можно только догадываться…



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Республика Коми. Хроника событий»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: komi-time.ru

Все новости раздела






Жители Коми отмечают 97-летие со дня образования республики [фото]

Праздничные площадки в Сыктывкаре посетил Глава Республики Коми Сергей Гапликов. ...

Сергей Гапликов поздравляет жителей Республики Коми с Днём республики

«Этот праздник объединяет всех, кому дорог наш Коми край, кто гордится его историей, традициями и сегодняшними успехами. Наша земля отличается богатством природных ресурсов и самобытной культурой. Но главное достояние – это люди, душой ...

Сергей Гапликов дал старт IV Всероссийскому фестивалю национальных и неолимпийских видов спорта [фото]

Он собрал более 500 участников из 49 регионов страны. Торжественная церемония открытия спортивного праздника состоялась сегодня, 21 августа, в Сыктывкаре на Республиканском стадионе. ...

История республики – это история судеб выдающихся людей, вписавших свои имена в летопись Коми края [фото]

Сегодня, 21 августа, Глава Республики Коми Сергей Гапликов принял участие в торжественном собрании, посвящённом 97-летию государственности Республики Коми. Мероприятие прошло в Сыктывкаре, в Государственном театре оперы и балета. ...

Коми – в десятке лучших регионов России по количеству федеральных проектов, реализуемых в сфере образования [фото]

Перспективы и планы развития отрасли в условиях реализации Национального проекта в сфере образования обсуждают сегодня в Сыктывкаре. Участников Республиканского педагогического совещания приветствовал Глава Республики Коми Сергей Гапликов. ...

  • Сергей Гапликов: «Успех республики складывается из успехов и благополучия каждого её жителя» [фото]
  • Утверждена программа по сохранению и развитию государственных языков Республики Коми.
  • Деятели культуры Республики Коми получили премии правительства в области драматургии, сценического искусства, литературы и культуры [фото]
  • Предприятия и организации республики представили свои лучшие достижения на выставке «Достояние Севера» [фото]
  • Сергей Гапликов поздравил академика Асхаба Асхабова с 70-летием
  • Сергей Гапликов обсудил с Владимиром Драчевым перспективы развития биатлонного спорта в Республике Коми [фото]
  • Программа республиканских праздничных мероприятий, посвящённых 97-летию Республики Коми [фото]
  • В Коми отопительный сезон начнётся без сбоев в установленные сроки
  • Александра Бушуева назначена на должность постоянного представителя Главы Республики Коми в Государственном Совете Республики Коми [фото]






  • Города проекта "Region-news"